Дистанционные хищения совершаются в условиях, когда отсутствует личный контакт преступника и жертвы. Как правило, изъятие денежных средств совершается в условиях, когда преступник и потерпевший не видят друг друга и даже не знакомы. А денежные средства могут быть как в безналичной форме, так и наличные.
Преступник не просто не видит потерпевшего, он может находиться в другом субъекте Российской Федерации, а зачастую – в местах лишения свободы.
Такие преступления носят хорошо спланированный, тщательно подготовленный характер, позволяющий вовлечь неопределенно большой круг потерпевших, это связано с завладением базами персональных данных граждан, с использованием современного программного обеспечения, новейших технических разработок и устройств.
Еще одной особенностью является то, что потерпевший вообще не осознает факта вывода денежных средств с его счета в момент их хищения.
- Какие способы дистанционного мошенничества сейчас самые «популярные»?
- Я бы выделил среди мошеннических преступных схем три, которые применяются наиболее часто.
Это сообщение о том, что родственник (знакомый) попал в дорожно-транспортное происшествие или совершил преступление, и нужны денежные средства, чтобы избежать уголовной ответственности. Причем нередко злоумышленники представляются сотрудниками органов правопорядка.
Также это звонки из банка с сообщением о попытке оформления кредита или списания денежных средств и необходимости оформления «встречного кредита» либо перевода имеющихся денег на безопасные счета или ячейки, в том числе на счета в другие банки либо через банкоматы.
И третий, сейчас, так скажем, по популярности способ мошенничества – звонок от имени оператора сотовой компании, под предлогом продления действия сим-карты.
- Часто люди попадаются на эти уловки?
- К сожалению, несмотря на то, что описанные способы уже получили известность, да, пострадавших от рук мошенников становится все больше.
Потерпевшие нередко берут кредиты на весьма и весьма крупные денежные суммы, берут деньги в долг у знакомых, не сообщая им причины спешки, используют накопления, которые хранили годами, продают имущество, в том числе квартиры и автомобили, следуя указаниям злоумышленников.
- А на нашей территории есть такие примеры, когда граждане пострадали от действий мошенников?
- Одним из недавних примеров является передача 100 тыс. руб. курьеру, действовавшему по договоренности с мошенниками.
Одной из местных жительниц на мобильный телефон поступил звонок от женщины, представившейся подругой потерпевшей. Женщина сообщила, что попала в ДТП, в котором пострадала беременная девушка и сейчас ей требуются деньги на операцию. Далее поступил звонок от «якобы следователя», который сообщил, что деньги необходимо передать их водителю, который сейчас прибудет.
Так и сделала обманутая потерпевшая, передав 100 тыс. руб. из собственных сбережений приехавшему к ее дому молодому человеку. Он не был никаким водителем, а состоял в преступном сговоре с мошенниками и выполнял роль курьера.
- Действительно, схема всем известная, но на нее продолжают попадаться. Чем же все-таки обусловлен рост количества таких преступлений?
- Преступники, совершающие такие преступления, ежедневно придумывают все новые и все более изощренные способы мошенничества, манипулируя чувствами и эмоциями граждан, действуя сообразно складывающейся обстановке, актуализируют и развивают преступные схемы.
Сложности с раскрытием таких преступлений, удаленный характер их совершения расхолаживают таких мошенников и позволяют им чувствовать свою безнаказанность. И с такой категорией преступлений как? Будет спрос – будет и предложение. Люди продолжают верить мошенникам, что их как будто бы вдохновляет на создание новых все более нестандартных преступных схем.
Рассказав все это, я хочу еще раз призвать граждан быть внимательнее и проявлять большую осторожность. Лучший способ защититься – не общаться с мошенниками!
Перепроверяйте информацию, полученную по телефону от незнакомых людей, позвоните родственникам или тем, кто с ними рядом, убедитесь, что они действительно нуждаются в вашей помощи. Будьте внимательны к звонкам с неизвестных номеров. Если собеседник представляется сотрудником службы безопасности банка, сообщает вам о подозрительных операциях, происходящих с вашей банковской картой, или о том, что на вас оформлен кредит, просит назвать реквизиты карты, код из смс-сообщений или перевести деньги на безопасный счет, – это звонит мошенник.
Запомните: сотрудники банков не звонят, не переводите деньги на неизвестные счета. Понятия «безопасный счет» не существует.
И помните, что даже при возникновении малейших подозрений о том, что вас хотят обмануть, следует прекратить разговор и сообщить о случившемся в правоохранительные органы. Будьте бдительны!